Адвокатская палата Ростовской области |
Научно-методический совет АПРО
Методические рекомендации
Методические рекомендации о порядке участия адвокатов в уголовном судопроизводстве по назначению Методические рекомендации о порядке заключения, исполнения и расторжения соглашения об оказании юридической помощи Единая форма соглашения об оказании юридической помощи Разъяснение о порядке информирования адвокатами и адвокатскими образованиями Адвокатской палаты Ростовской области о своей адвокатской деятельности Методические рекомендации по ведению адвокатского производства
Состав совета
Председатель Научно-методического совета: Панасюк Олег Сергеевич - к.ю.н., доцент кафедры «Теория государства и права» Ростовского государственного университета путей сообщения, заведующий филиалом № 1 Ленинского района г. Ростова-на-Дону Ростовской областной коллегии адвокатов имени Д.П. Баранова Заместитель председателя Научно-методического совета: Зеленская Инга Сергеевна - адвокат, заместитель руководителя Комитета Адвокатской палаты Ростовской области по взаимодействию с правозащитниками и правовому просвещению, заместитель руководителя Первого адвокатского негосударственного центра бесплатной юридической помощи Ростовской области «ДОКТОР ПРАВА», член Исполкома РРО ООО «Ассоциация юристов России». Члены Научно-методического совета: Коблева Мария Мухадиновна - к.ю.н., декан факультета повышения квалификации и переподготовки судей, государственных гражданских служащих судов и Судебного департамента Ростовского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», председатель Правления Ассоциации медиаторов Ростовской области «Примирение», преподаватель кафедры уголовно-процессуального права Ростовского филиала ФГБОУВО «РГУП». Лысенко Людмила Аркадьевна - адвокат филиала № 1 Ленинского района г. Ростова-на-Дону Ростовской областной коллегии адвокатов имени Д.П. Баранова. Кузнецова Татьяна Моисеевна - адвокат филиала № 1 Ленинского района г. Ростова-на-Дону Ростовской областной коллегии адвокатов имени Д.П. Баранова. Алешин Алексей Валерьевич – д.э.н., Адвокатская палаты Ростовской области, адвокатский кабинет Алешина Алексея Валерьевича. Дьяченко Виктория Викторовна - адвокат филиала «Центральный» Ростовской областной коллегии адвокатов им. Д.П. Баранова. Давыдович Инна Васильевна - к.ю.н., заведующая филиалом «Профессиональная защита» Ростовской областной коллегии адвокатов имени Д.П. Баранова. Степанов Игорь Викторович - адвокат, заведующий филиалом «Юридическая фирма “Эберг, Степанов и партнеры”» Ростовской областной коллегии адвокатов имени Д.П. Баранова.
Положение о Научно-методическом совете
Утверждено решением Совета Адвокатской палаты Ростовской области 1. Общие положения 1.1. Научно-методический совет при Адвокатской палате Ростовской области является постоянно действующим общественным органом. 1.2. Научно-методический совет создан по решению Совета Адвокатской палаты Ростовской области на неопределенный срок в целях реализации требований ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» о содействии повышению профессионального уровня адвокатов, организации их информационного обеспечения и обмена опытом, осуществления методической, научно-консультативной и исследовательской деятельности. 1.3. Научно-методический совет действует на основании ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», Устава Адвокатской палаты Ростовской области и настоящего Положения. 1.4. Научно-методический совет (далее - Совет) не является юридическим лицом, заключает необходимые для работы Совета договоры на основании доверенности, выданной президентом Адвокатской палаты Ростовской области. 2. Цели и задачи Научно-методического совета 2.1. Целью деятельности Совета является содействие адвокатскому сообществу Ростовской области в выполнении задач, возложенных ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». 2.2. Совет осуществляет следующие задачи:
2.3. Совет совершает иные действия, направленные на достижение поставленных перед ним целей. 3. Структура Научно-методического совета 3.1. Персональный состав Совета утверждается Советом Адвокатской палаты Ростовской области по предложению Президента Адвокатской палаты Ростовской области в составе: председателя Совета, заместителя председателя Совета, ответственного секретаря и членов Совета. Совет состоит из девяти членов и ответственного секретаря и действует на постоянной основе. 3.2. Членами Совета могут быть: ученые-юристы с опытом работы в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, а также в органах юстиции и правоохранительных органах; иные ученые-юристы, зарекомендовавшие себя в научной деятельности; преподаватели юридических дисциплин высших учебных заведений; сотрудники юридических научно-исследовательских организаций; представители общественных адвокатских, юридических и правозащитных организаций; адвокаты, имеющие ученую степень, либо ученое звание, а также внесшие значительный вклад в развитие адвокатуры и адвокатской деятельности. 3.3. Председатель Совета по согласованию с Президентом Адвокатской палаты Ростовской области формирует состав и структуру Совета с образованием. В составе Совета по мере необходимости председателем формируются:
3.4. Председатель Совета:
3.5. Заместитель председателя Совета выполняет поручения председателя Совета и в его отсутствие осуществляет свою деятельность в соответствии с распределением обязанностей. 3.6. Ответственный секретарь Совета обеспечивает деятельность Совета и его секций, взаимодействие членов Совета, контроль исполнения планов и решений Совета, составляет проекты планов работы, осуществляет организационное, материально-техническое и справочное обеспечение заседаний Совета и его секций. 3.7. Члены Совета:
4. Организация деятельности Научно-методического совета 4.1. Заседания Совета созываются председателем Совета и проводятся по мере необходимости. О дне заседания Совета и рассматриваемых вопросах заблаговременно информируются члены Совета. 4.2. Решения Совета принимаются большинством голосов членов, присутствующих на заседании. Решения Совета носят рекомендательный характер. 4.3. В ходе заседания Совета ведется протокол, который подписывается председателем и ответственным секретарем Совета. 4.4. Работа по организации профессиональной подготовки и повышению квалификации адвокатов: 4.4.1. Работа по организации профессиональной подготовки и повышению квалификации адвокатов осуществляется в рамках, утвержденных Советом Адвокатской палаты Ростовской области образовательного проекта и его программ, предусматривающих:
4.4.2. Обучение на курсах, а также занятия в лектории и научно-практические конференции проводятся с приглашением наиболее опытных и квалифицированных юристов-ученых и практиков-адвокатов, преподавателей вузов, судебных работников, а также специалистов других отраслей. 4.4.3. Адвокатам, регулярно посещавшим вышеуказанные курсы, по окончании учебного процесса (с января по декабрь текущего года) выдается документ утвержденного образца, свидетельствующий о повышении данным адвокатом своей квалификации и профессионального уровня. 4.4.4. Обучение стажеров и помощников адвокатов проводится путем организации ежегодных специальных семинаров. Специальные семинары проводятся в течение одного календарного месяца (в сентябре или октябре) текущего года. Для проведения семинарских занятий со стажерами и помощниками адвокатов приглашаются наиболее опытные и квалифицированные адвокаты, судебные работники и преподаватели вузов. 4.4.5. Стажеры, помощники адвокатов и молодые адвокаты обязаны посещать занятия постоянно действующего лектория и участвовать в каждом из образовательных мероприятий, проводимых Адвокатской палатой Ростовской области. Молодыми считаются адвокаты, проработавшие адвокатами до пяти лет. 4.4.6. Обучение лиц, желающих приобрести статус адвоката, но не имеющих опыта адвокатской работы, проводится путем проведения 5-дневных семинарских занятий. Для проведения занятий приглашаются наиболее опытные и квалифицированные адвокаты Адвокатской палаты Ростовской области. 4.5. По просьбе физических и юридических лиц на договорной основе Совет проводит экспертизу и дает письменное заключение по отдельным правовым документам. 4.6. Для участия в заседаниях Совета могут приглашаться специалисты различных отраслей знаний. 4.7. Совет устанавливает связи и поддерживает контакты с аналогичными советами правоохранительных и судебных органов, учеными советами юридических научно-исследовательских институтов и учебных заведений. 4.8. Совет осуществляет свою работу на основании квартальных и годовых планов, утверждаемых на заседании Совета по согласованию с президентом Адвокатской палаты Ростовской области. 4.9. Совет ежегодно представляет Совету Адвокатской палаты Ростовской области отчет о своей работе. 5. Заключительные положения 5.1. Финансирование мероприятий, проводимых Советом, осуществляется Советом Адвокатской палаты Ростовской области в пределах утвержденной годовой сметы, а также за счет целевых отчислений адвокатов и адвокатских образований, спонсорской помощи. 5.2. Деятельность Научно-методического Совета прекращается по решению Совета Адвокатской палаты Ростовской области. 5.3. Изменения в настоящее Положение вносятся на основании решения Совета Адвокатской палаты Ростовской области. 5.4. Научно-методический совет Адвокатской палаты Ростовской области располагается по месту нахождения Адвокатской палаты Ростовской области по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, пр. Ворошиловский, 12. ![]()
Панасюк Олег Сергеевич
Адвокатура: наставничество и стажировка Адвокатура, наставничество, стажировка. Что означает понятие наставничество, в контексте адвокатуры? Понятие «наставничество» новое для адвокатуры, привычней слышать «стажерский руководитель» или «руководитель практики». С этим все понятно, там, где стажерский руководитель, там вступает в регулирование ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», там, где руководитель практики, вступают в регулирование законы в образовательной сфере, определяющие понятие «ознакомительной практики» и «преддипломной практики». И тут становиться очевидным, что ни ознакомительная и преддипломная (или так называемая «производственная») практика не дает возможность студенту юридического факультета раскрыть для себя понимание будущей выбранной им профессии, т.е. быть профориентированным. Для этого нужны новые формы практической работы со студентами, новые технологии, направленные на профориентацию студента в будущем. Интерес у студента к будущей выбранной профессии должен быть еще до получения им диплома. Адвокатура сегодня, на мой взгляд, стала уделять больше внимания молодому поколению, возрождая институт наставничества и популяризируя стажерство. Ведь интерес к профессии адвоката, должен зарождаться еще у студента в вузе, именно со студенческой скамьи необходимо появление наставника, который поможет «войти» в выбранную профессию.
Зеленская Инга Сергеевна
Адвокатура и наставничество Наставничество — это инвестиция в долгосрочное развитие организации, в ее «здоровье». Дэвид Майстер В последнее время в России особое внимание уделяется развитию института наставничества. Примером этого может служить учреждение в марте 2018 года на государственном уровне, в государственной наградной системе, знака отличия «За наставничество». Все большую необходимость и ценность институт наставничества приобретает и в российском адвокатском сообществе. Наставничество – важное условие для успешного развития и укрепления нашей адвокатуры. Этот институт позволяет молодому поколению в полной мере осознать суть адвокатского ремесла, правильно понять принципы корпоративности и профессиональной этики адвоката, способствует профессиональному самоопределению и становлению. Наставничество необходимо для сохранения преемственности поколений. Очень важно развивать данный институт в целях дальнейшего сохранения традиций российской адвокатуры и повышения авторитета адвокатского сообщества.
![]()
Алешин Алексей Валерьевич
Наставничество и стажерство Как любая динамично развивающаяся структура адвокатура нуждается в постоянном обновлении состава, передаче опыта и традиций, повышении уровня профессионального мастерства членов сообщества. Институт наставничества позволяет успешно решать указанные вопросы, поскольку обеспечивает профессиональную ориентацию и подготовку лиц, имеющих намерение приобрести статус адвоката, адаптацию к условиям осуществления адвокатской деятельности, обучение тонкостям адвокатской профессии лиц, уже получивших статус адвоката, но делающим свои первые шаги в указанной сфере деятельности, повышение собственной квалификации, авторитета среди коллег со стороны лиц, осуществляющих функции наставника. В этой связи институт наставничества тесно пересекается с институтом стажерства, но также может существовать не только в связи с ним. Важное значение приобретает формализация наставничества и стажерства путем закрепления положений о соответствующих институтах в нормативных актах Федеральной палаты адвокатов и Адвокатской палаты Ростовской области. Полагаю, что положение о стажерстве и положение о наставничестве должны быть оформлены разными документами. Наставничество должно осуществляться на следующих принципах: - планирование (индивидуальный подход к отбору подопечного и наставника, в рамках которого глубоко должна изучаться личность, профессиональные предпочтения навыки и уровень образования, психологические особенности и совместимость; составление индивидуального плана подопечного и наставника); - организация (подбор кандидатов, подбор наставников, обеспечение процесса материальными ресурсами, непрерывная и последовательная постановка целей и задач); - мотивация (для подопечных - определение конкретных благ и преимуществ после окончания наставничества (напр., снижение взносов на обязательные нужды Палаты в течение 1-го месяца; выдача сертификата; обеспечение трудоустройства и т.п.), для наставников - материальное (предоставление определенных доплат и премий за наставничество и т.п.) и нематериальное (публичное награждение, размещение на «Доске почета» и т.п.) поощрение); - контроль (за выполнением индивидуальных планов подопечного, оценка деятельности наставника со стороны профессионального сообщества). Должна быть предусмотрена ответственность наставника и подопечного за не достижения каждым из них установленных показателей индивидуального плана. Наставник должен обладать высокой квалификацией и опытом работы, определенным авторитетом как у коллег, так и подопечных, иметь навыки обучения, т.к. далеко не каждый профессионал и авторитетный специалист обладает необходимыми навыками передачи знаний другим лицам. При стажировке должны соблюдаться следующие требования: соответствие стажера установленным требованиям (наличие оконченного высшего юридического образования, отсутствие непогашенной или неснятой судимости за умышленное преступление, дееспособность); заключение со стажером срочного трудового договора на срок от 1 (одного) до 2 (двух) лет; подписание стажером обязательства о соблюдении адвокатской тайны (п. 3 ст. 28 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»); финансовое обеспечение стажерства осуществляется за счет принимающего адвокатского образования (возможна последующая компенсация расходов со стороны Палаты, для чего необходимо предусмотреть соответствующие расходы в бюджете (смете)). ![]()
Давыдович Инна Васильевна
Понятие Стажер адвоката дано в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ и является неизменным с момента введения в действие настоящего федерального закона до настоящего времени. Регламентацией деятельности стажеров адвокатов посвящено примерное положение "О стажере адвоката и порядке прохождения стажировки" рекомендованное Федеральной палатой адвокатов РФ 17 сентября 2003 г. Из чего напрашивается вывод о том, что деятельность стажеров адвокатов несмотря на серьезные изменения и самого Федерального закона об адвокатуре и многих жизненных реалий изменениям не подвергалась. Будучи несомненно одним из важнейших институтов адвокатуры, сегодня стажерство нуждается в обновлении. Адвокатура, пополняя свои ряды вчерашними стажерами, имеет возможность значительно улучшить качество и конкурентоспособность, имеет возможность сохранять традиции и передавать бесценный опыт молодому поколению. Однако, на мой взгляд, в настоящее время недостаточно регламентированы права и обязанности стажера адвоката и адвоката-наставника. Так, в силу действующего налогового, трудового законодательства, требований Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре стажер адвоката получает заработную плату в размере не менее МРОТ и на адвокатское образование возлагается обязанность производить все необходимые отчисления. Соответственно все эти расходы ложатся на то адвокатское образование, где идет прохождение стажерской практики. Но сам стажер адвоката, кроме как осваивать азы адвокатского дела, более никакой трудовой деятельности вести не может. Поэтому стажировка особо не приветствуется, так как на адвокатское образование ложится две задачи: и оплатить все необходимые взносы и научить стажера. Кроме того, работа со стажером не должна носить бессистемный характер. Он должен получить информацию и практические навыки в максимально возможных сферах адвокатской практики. Насколько иные адвокаты, не являющиеся кураторами, понимают значение стажерства и самое главное готовы жертвовать своим временем, вопрос остается открытым Таким образом, проблема стажера адвоката должна получить пристальное внимание и можно констатировать, что на современном этапе она незаслуженно обойдена вниманием. ![]()
Коблева Мария Мухадиновна
Стажировка — отличный шанс для выпускника вуза начать карьеру адвоката. Адвокатуре сегодня, на мой взгляд, не хватает молодых кадров, готовых перенять опыт и сохранить традиции. Институту стажировки и наставничества в адвокатуре необходимы обновления, которые будут привлекать молодежь и идти в ногу со временем, применяя новые технологии и формы. Для модернизации и обновления института стажировки в первую очередь необходимо остановится на положении о профессиональной подготовке и переподготовке адвокатов. Данное положение должно быть основополагающим, вводящим понятие стажировки. В основном изученные мною адвокатские палаты регионов идут по пути принятия положения о стажировке, также этот путь избран и судебной системой. Положение о стажировки вводит понятие наставника и описывает его роль и функции, также должны быть определены ответы на следующие вопросы: 1. Срок стажировки (в первую очередь основывается на сроках профессиональной переподготовки, частью которой является стажировка, также должны быть прописаны сроки стажировки для тех, кто желает стать адвокатом). 2. Как и кем определяется наставник (наставник для адвокатов, проходящих профессиональную переподготовку и наставник для лиц, желающих стать адвокатом). 3. Права, обязанности и зона ответственности наставника (обычно, наставник определяет индивидуальным план стажировки, контролирует исполнение и отвечает на возникающие вопросы). Считаю, что важно и необходимо применение новых форм привлечения молодежи в ряды адвокатов. Один такой пример уже есть в Адвокатской палате Ростовской области – это конкурс «Адвокатура. Шаг в профессию», который популяризирует адвокатуру среди студентов юрфаков, дает им шанс проявить себя, найти наставника и место стажировки. В свою очередь необходимо определить особую роль и функции наставников, например, создав Совет наставников при Адвокатской палате РО, которые будут курировать наставников на местах, проводить занятия по вопросам менторства и отвечать на самые сложные вопросы об этике и прочее. |
Контакты
344006, г. Ростов-на-Дону, пр. Ворошиловский, 12
(863) 282-02-08
(863) 282-02-09
apro@apromail.ru
Подписаться на новости
Подписаться на новости ФПА РФ могут только зарегистрированные пользователи
Обратная связь
Все права защищены © 2017-2020 АП РО
Создание сайта «Роникс Системс». Дизайн: креативная группа ФПА РФ
Главный редактор: Руководитель отдела информационного обеспечения